Недавно произошло из ряда вон выходящее событие - фильм понравился мне больше книги, по которой был снят.
Да и вообще, один из самых читаемых и переводимых французских авторов не понравился мне практически от слова "совсем", хотя я нежно люблю современную французскую литературу.
Как, я, собстна, к ней вернулась: случайно взяла дома у мамы с бывшей своей книжной полки давным-давно прочитанный роман "Просто вместе", автор - Анна Гавальда. И перечитала. И прифигела, потому что узнала в Камилле Фок себя в очень многих и многих моментах. А чуть раньше я так же узнала себя у Маркеса в Амаранте Буэндиа, но это уже совсем другая история.
В общем, я вспомнила про ma douce France и рванула перечитывать все, что у меня было.
А теперь не знаю, как вообще признаться общественности, что мне посмел не понравиться великий Эрик-Эмманюэль Шмитт!
"Оскара и Розовую даму" несколько лет назад я посмотрела, и была настолько впечатлена, что чуть не плакала, а ведь редкостное бревно в плане фильмов. не знаю, кстати, есть ли этот фильм с русскими субтитрами, в дубляже точно нет, мне привезли диск из Бельгии
Поэтому на Крупе вцепилась в сборник рассказов Шмитта, как в некое сокровище, а они мне не понравились.
В первую очередь - из-за больной темы для всех думающей русскоязычной общественности - темы религии. Мне трудно воспринимать страдания еврейского мальчика в Бельгии во время Второй мировой, когда все они сводятся к тому, что он хочет стать католиком, а его уговаривают сохранять истребляемую еврейскую культуру и веру.
Кроме того, я катастрофически не верю в изображение детей у Шмитта - ну не могут дети так думать! "Ибрагим и цветы Корана" вообще оставил впечатление в духе "эточоващебыло ".
Ну и в определенный момент рассказы начали напоминать друг друга по принципу: "Все было плохо, но я уверовал, и все стало хорошо". Плюс в том, что речь идет о разных религиях, но, имхо, эта мысль все равно слишком навязчива.
Очень хочется верить, что я просто недопоняла идеи Шмитта в силу собственного малолетства, глупости и нехватки образования.
Однако, несмотря на то, что в целом мне не понравилось, загнутых нижних страниц, означающих понравившуюся конкретную мысль - чуть ли не полкниги. Наверно, все же вернусь, когда дорасту.
" - Мне кажется, Бабушка Роза, что люди изобрели какую-то иную больницу, чем на самом деле. Они ведут себя так, будто в больницу ложатся лишь затем, чтобы выздороветь. Но ведь сюда приходят и умирать.
- Ты прав, Оскар. Думаю, что ту же самую ошибку совершают и по отношению к жизни. Мы забываем, что жизнь - она хрупкая, тонкая, эфемерная. Мы делаем все, чтобы казаться бессмертными"
"Невысказанные мысли навязчивы, они тяготят, печалят тебя, лишают подвижности, не дают прорезаться новым мыслям. Если их не высказывать, то мозг превратится в вонючую свалку старых мыслей."
"Надо различать два вида мучений, малыш Оскар, - физическое страдание и страдание моральное. Физическое страдание - это испытание. Моральное страдание - это выбор".
"Интересующие всех вопросы так и остаются вопросами. Они окутаны тайной. К каждому ответу нужно прибавлять "может быть". Окончательный ответ можно дать лишь на лишенные интереса вопросы."
"Нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз."
"Жизнь - забавный подарок. Поначалу этот подарок переоценивают: думают, что им вручили вечную жизнь. После - ее недооценивают, находят никудышной, слишком короткой, почти готовы бросить ее. И, наконец, сознают, что это был не подарок, жизнью просто дали попользоваться. И тогда ее пытаются ценить."
(Оскар и Розовая Дама)
"Человек проводит свою жизнь в двух местах: либо в кровати, либо в ботинках"
"Я не умираю, я присоединяюсь к необъятному"
(Ибрагим и цветы Корана)
" - Никакая я не добрая, просто справедливая. Не люблю попов, не люблю евреев, не люблю немцев. Но я не могу допустить, чтобы трогали детей!
- Я знаю, что вы любите детей.
- Нет, детей я тоже не люблю. Но они же как-никак люди!"
"В военное время худшей из опасностей становится привычка. Особенно привычка к самой опасности"
(Дети Ноя)
"Кажется, паранойя - это разновидность повторяющегося заблуждения"
"Все мы от природы рождаемся братьями, а образование делает нас разными"
и мое любимое "Учиться, не думая, бесполезно; думать, не учась, опасно."
(Десять детей, которых никогда не было у госпожи Минг)